Станковая живопись и графика
Рассказывая о творчестве Юрия Кафенгауза, необходимо отметить, что он с одинаковым успехом работал над созданием монументальных композиций и произведений станковой живописи, занимался графикой и эмалями. При этом даже в станковой живописи художник оставался монументалистом: ему часто не хватало плоскости одной картины, и он стремился к расширению живописного пространства, создавая композиции из двух, трех и более полотен. Для творчества Ю. Кафенгауза характерны энергичная манера письма, смелые эксперименты с цветом, фактурой, формой, техникой и материалами; он использует: уголь, сангину, фломастер, гуашь, темперу, масло, энкаустику, эпоксидные смолы, металл, мозаику, горячие эмали. Произведения чрезвычайно декоративны и отлично смотрятся как в просторных выставочных залах, так и в интерьерах жилых помещений. Они насыщены жизнью, цветом и светом, оказывают мощное позитивное воздействие на зрителя. Здесь и городские виды, и натюрморты, и портреты, и пейзажи, и беспредметные композиции.
Особо хочется отметить эффектную серию цветных графических «Ню», созданную художником в 1972 году.
Большое число пейзажей и натюрмортов с цветами написано в 90-е годы в дачном поселке Мозжинка под Звенигородом, где Ю. Кафенгауз долго и трудно восстанавливался после инфаркта.
В начале 80-х годов Юрий Кафенгауз получил, наконец, долгожданную мастерскую от Союза художников на проспекте Вернадского. Сюда он ежедневно ездил и здесь писал, когда по состоянию здоровья уже не мог выполнять монументальные заказы.
Юрий Кафенгауз скончался в мастерской за работой 26 января 2008 года и похоронен в семейной могиле на Новодевичьем кладбище в Москве.