Яндекс
Главная 9 Творчество 9 Тема Икара

Тема Икара

Тема Икара как образа человека, стремящегося к новому и неизведанному во всех областях человеческого познания (искусстве, литературе, науке или технике) проходит через все творчество Юрия Кафенгауза.

«

Б.Ю. Кафенгауз

С детства я помню рассказы взрослых о жизни нашей семьи в коммунальной квартире на Якиманке (до 1959 года), где отец, как это ни удивительно, какое-то время держал в ванной комнате живого гуся. Купленный на птичьем рынке гусь нужен был отцу, чтобы писать крылья «Икара» с натуры. Со смехом вспоминали, как моя тетя Лиля, двоюродная сестра отца и наша соседка по той квартире, собираясь мыться, кричала: «Юра, убери своего гуся! Он на меня смотрит! Я стесняюсь!».

»

Голова Икара. 1967

Голова Икара. 1967

В 1967 году Юрий Кафенгауз предлагает эскиз «Икар» для оформления интерьера Центрального дома литераторов. А буквально через год, когда погиб Юрий Гагарин, и площадь Калужской заставы была переименована в площадь Гагарина (1968), отец участвует в конкурсе на памятник первому космонавту планеты.

Во сне и наяву. Наяву.
Правая часть диптиха. 1990.
Левкас, масло. 64×61

«

Б.Ю. Кафенгауз

Я очень хорошо помню макет, который подготовил отец к этому конкурсу: площадь с ее домами, газонами и деревьями, а посредине – скульптура человека с крыльями. Мне очень нравился этот макет, и я была уверена, что отец победит в конкурсе.

»

Однако монумент Юрию Гагарину на площади Гагарина в Москве был воздвигнут только в 1980 году, а его авторами стали: скульптор Павел Бондаренко, архитекторы Яков Белопольский и Ф. М. Гажевский, конструктор А.Ф. Судаков.

В 1975 году тема Икара всплывает снова — художник предлагает эскиз для оформления станции метро Университет, его «Икар» должен был лететь к солнцу по глухой стене в торце зала.

Икар. Эскиз оформления станции метро «Университет» 1975. Фанера, бумага, масло. 100 х 86.

И наконец, полотно «Икар» занимает центральное положение в последней живописной композиции Юрия Кафенгауза «Адам и Ева» (холст, масло, 2008), состоящей из семи отдельных картин, каждая из которых имеет право и на самостоятельное существование.