Шестидесятые и Оттепель
«
Б.Ю. Кафенгауз
В 1959 году мой дед Бернгард Борисович Кафенгауз вступил в кооператив РАН СССР, и наша семья (дедушка, бабушка, папа, мама и я) переехала из коммунальной квартиры на Якиманке в отдельную, по тем временам большую, четырех комнатную квартиру на Дмитрия Ульянова. Здесь самая просторная и самая светлая комната была превращена в мастерскую на долгие годы. В ней отец работал с утра до позднего вечера, а часто и целые ночи напролет, много курил и ежедневно выхаживал километры пути, то стремительно приближаясь к своей работе, висящей на стене, чтобы нанести мазок, то медленно отходя от нее задом к противоположной стене комнаты, чтобы оценить результат.
»
В том же 1962 году Московским союзом художников был организован Комбинат Декоративно-Оформительского Искусства (КДОИ). Сюда Юрий Кафенгауз вскоре поступает на работу. Со всей страны в КДОИ стекались заказы на оформление промышленных и культурных зданий. Эти заказы распределялись среди художников на конкурсной основе. Здесь у художников появилась «гарантированная» ежемесячная зарплата, которая выдавалась в долг под будущий заказ. Работа художника складывалась из нескольких последовательных этапов, включающих: разработку эскиза, его участие в конкурсе и утверждение на художественном совете в Москве, согласование проекта с заказчиком, подготовку в залах «Комбината» так называемого «картона» — крупного эскиза работы, выполненного в определенной пропорции к натуральной величине. Лишь после этого составлялась смета предстоящих работ, и художник вместе с бригадой помощников отправлялся выполнять свой проект.
«
Б.Ю. Кафенгауз
»