Начало
В архитектуре СССР господствовали типовые проекты — дома культуры и дворцы пионеров, кинотеатры и поликлиники, научные институты и заводские здания, построенные в разных районах одного города или разных городах страны, походили друг на друга как две капли воды. Однако фасады и интерьеры всех этих типовых зданий было принято украшать мозаиками и росписями. Такие работы выполнялись на конкурсной основе профессиональными художниками-монументалистами членами Союза Художников СССР и утверждались художественным советом.
В результате унылые типовые постройки, разбросанные по всей стране, не только приобретали свое собственное лицо и становились узнаваемыми среди множества себе подобных, но нередко превращались в достопримечательность города, района, области и даже республики.
В наши дни мы наблюдаем расцвет в архитектуре и упадок в монументальном искусстве. Сегодня многие монументальные произведения советского периода преданы забвению. Одни из них наглухо «зашиваются», другие — безжалостно демонтируются и полностью исчезают при реконструкции зданий. Все это происходит при молчаливом бездействии Московского Союза Художников, который еще на нашей памяти награждал авторов этих работ дипломами и грамотами. Теперь советское монументальное искусство нередко полностью отождествляют с искусством больших форм (огромными картинами и гигантскими памятниками), что порождает пренебрежительное отношение к нему в целом, как к искусству тоталитарного режима. Очевидно, что cлово за искусствоведами — именно им предстоит высказаться по данному поводу: внести ясность, расставить необходимые акценты, назвать имена героев и конформистов монументального искусства советского периода.
Выбор профессии художника для Юрия Кафенгауза был во многом предопределен — он рос в окружении книг и картин, в доме, где рисовали все. Отец, некогда учившийся у Юона, изрисовывал поля своих рукописей портретами исторических деятелей, родственников и друзей. Родной сестрой матери была знаменитая представительница русского авангарда Надежда Андреевна Удальцова (1886 — 1961), она же стала для племянника первым учителем живописи.
Профессиональная карьера Юрия Кафенгауза складывалась успешно. В 1948 году он поступает и в 1955 году оканчивает отделение монументально-декоративного искусства МГХПА имени С.Г. Строганова. Здесь Юрий Кафенгауз занимается в мастерской одного из ведущих монументалистов того времени Василия Бордиченко, а его учителя — известные советские художники Сергей Герасимов и Дмитрий Домогацкий. Cтремясь получить широкое образование, одновременно с обучением в Строгановке Юрий Кафенгауз поступает и три года учится на заочном искусствоведческом отделении филологического факультета МГУ. С 1954 года художник регулярно участвует в республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках.
Дипломная работа – многофигурная композиция «Восстание декабристов на сенатской площади в 1825 году» была признана одной из лучших на курсе.
Искусствовед, автор книг и статей, посвященных советскому монументальному искусству В.П. Толстой в своей статье для журнала «Искусство» в 1955 году отмечает правдивость и драматизм сцены, внимание художника к историческим документам, углубленную работу над образами:
«
Среди исторических композиций, выполненных дипломниками, выделяется работа Ю. Кафенгауза «Декабристы», предназначенная для одного из залов Исторического музея. При всей исторической достоверности и свободе композиционного решения произведение Кафенгауза задумано как монументальная стенопись. Хорошо передан холодный колорит короткого декабрьского дня. Фигуры и здания рисуются резкими силуэтами на заснеженной площади.
»
Сразу после защиты диплома Юрий Кафенгауз получает госзаказ от Министерства культуры СССР на написание одноимённой картины для очередной Всесоюзной выставки и уже через год, в 1956 году, становится членом Союза Художников СССР (Московский Союз Художников, МСХ).