Основные монументальные работы
- Оформление интерьера Центральных железнодорожных касс гостиницы «Метрополь» в Москве – работа «Карта железных дорог СССР и Европы» (железо, медь, 1965).
- Оформление интерьера спортивного зала Дворца пионеров в городе Воркута (Коми) – работа «Спортивная победа» (рельеф, мозаика, 1967).
- Оформление пандуса Монумента в честь открытия алмазного месторождения на въезде в город Мирный (рельеф, мозаика, 1970, Саха).
- Мозаичное панно «Весна Туркмении» на здании Дворца культуры строителей Каракумского канала в городе Мары (мозаика, 1974, Туркменистан).
- Оформление фойе детского комплекса Дворца культуры строителей Каракумского канала в городе Мары (рельеф, мозаика, 1975, Туркменистан).
При оформлении спортивного зала Дворца пионеров в Воркуте Юрий Кафенгауз в 1967 году впервые в СССР применил сочетание рельефа с мозаикой.
Монумент в честь открытия алмазного месторождения в городе Мирный был признан лучшей работой 1970 года; его фотографии были опубликованы в газетах: «Советская культура» (16.03.1972), «Литературная газета» (03.12.1972), «Архитектура» (12.12.1976), в журнале «Творчество» (№ 6, 1974). Эта работа получила высокую оценку искусствоведов. Так, Николай Воронов в свой статье «Монумент в Мирном» для журнала «Декоративное искусство в СССР» (1974) отмечал:
«
Работа Е. Ермолаева и Ю. Кафенгауза представляется интересной, по-настоящему новаторской и оригинальной».
Ю. Кафенгауз пошел на очень смелый и оказавшийся удачным эксперимент. Легендарную историю открытия якутских алмазов автор превратил в нарядную фантастическую сказку, дал ее в рельефе, причем цветном и мозаичном. Он удивительно храбро распорядился цветом – одна губа синяя, другая красная, нос – белый, щеки – желтые, глаза сине-черные с искорками, а скулы – цвета бетона. Получился условный портрет якутской женщины. А ведь это все еще и на рельефе, причем иногда довольно значительном – до 35 см высоты. Мозаика в отношении рельефа использована разнообразно, часто неожиданно и местами даже озорно. Она выступает то как цвет, то как тень, дающая объем предмету, то как контур, отделяющий его от соседней фигуры или пространства, а иногда – как показатель структуры его рельефа, его основных линий и их поворотов, образующих формы, передающих движение.
Так же мастерски и интересно использован и основной материал – бетон: с гранитной крошкой он и как цвет, и как тень, а иногда и как фон, на котором зажигаются сполохи северного сияния или разгорается сверкание алмазов.
Московский комбинат декоративно оформительского искусства может гордиться, что работающие здесь художники так свежо и искренне и остроумно решили стоящую перед ними задачу. Особенно же ценно то, что это монумент не только в честь людей, но и для людей, здесь сняты все незримые рамки, часто отделяющие искусство от зрителя, и оно живет в непосредственном общении с теми, для кого оно предназначено».
»
Монумент в честь открытия алмазного месторождения.
Мирный, Якутия. Архитектор Е. Ермолаев. Инженер Э. Темников. 1970.
В сборнике М. Л. Терехович «Московские монументалисты» (1985) Юрий Кафенгауз представлен работой «Памятник в честь открытия месторождения якутских алмазов».
Интересна и забавна история оформления Дворца культуры в городе Мары, когда проект претерпел существенные изменения в ходе поездки художника к заказчику. Первоначальный эскиз Юрия Кафенгауза представлял зрителю парящую в воздухе обнаженную женщину с развевающейся копной волос. Сейчас можно только изумляться тому, что подобный проект для Туркмении оказался одобренным художественным советом в Москве, а художник получил командировку для согласования эскиза с заказчиком. Между тем, все обстояло именно так!
«
Б.Ю. Кафенгауз
»
Выбрав для своей работы синий фон, плавно переходящий в цвет синего безоблачного неба над Дворцом культуры, Ю.Кафенгауз достиг зрительного эффекта расширения границ стенописи. В результате его красавица Туркменка буквально парит в бескрайней синеве Туркменского небосвода. Только с косами художник поступил по-своему: одну — пустил вперед, а другую — откинул назад.