Яндекс
Главная 9 Творчество 9 Основные монументальные работы

Основные монументальные работы

За время работы в КДОИ Юрий Кафенгауз выполнил 5 крупных монументальных проектов:
  1. Оформление интерьера Центральных железнодорожных касс гостиницы «Метрополь» в Москве – работа «Карта железных дорог СССР и Европы» (железо, медь, 1965).
  2. Оформление интерьера спортивного зала Дворца пионеров в городе Воркута (Коми) – работа «Спортивная победа» (рельеф, мозаика, 1967).
  3. Оформление пандуса Монумента в честь открытия алмазного месторождения на въезде в город Мирный (рельеф, мозаика, 1970, Саха).
  4. Мозаичное панно «Весна Туркмении» на здании Дворца культуры строителей Каракумского канала в городе Мары (мозаика, 1974, Туркменистан).
  5. Оформление фойе детского комплекса Дворца культуры строителей Каракумского канала в городе Мары (рельеф, мозаика, 1975, Туркменистан).
«За создание декоративной карты для Центральных железнодорожных касс» Юрий Кафенгауз в 1965 году был награжден дипломом Московского отделения художественного фонда РСФСР.
Роза ветров.

Роза ветров.
Фрагмент «Карты железных дорог СССР и Европы» в помещении Центральных железнодорожных касс. Гостиница «Метрополь», Москва, 1965.

При оформлении спортивного зала Дворца пионеров в Воркуте Юрий Кафенгауз в 1967 году впервые в СССР применил сочетание рельефа с мозаикой.

Мозаика в интерьере спортивного зала Дворца пионеров в Воркуте (Коми). 1967.

Монумент в честь открытия алмазного месторождения в городе Мирный был признан лучшей работой 1970 года; его фотографии были опубликованы в газетах: «Советская культура» (16.03.1972), «Литературная газета» (03.12.1972), «Архитектура» (12.12.1976), в журнале «Творчество» (№ 6, 1974). Эта работа получила высокую оценку искусствоведов. Так, Николай Воронов в свой статье «Монумент в Мирном» для журнала «Декоративное искусство в СССР» (1974) отмечал: 

«

Работа Е. Ермолаева и Ю. Кафенгауза представляется интересной, по-настоящему новаторской и оригинальной».

Ю. Кафенгауз пошел на очень смелый и оказавшийся удачным эксперимент. Легендарную историю открытия якутских алмазов автор превратил в нарядную фантастическую сказку, дал ее в рельефе, причем цветном и мозаичном. Он удивительно храбро распорядился цветом – одна губа синяя, другая красная, нос – белый, щеки – желтые, глаза сине-черные с искорками, а скулы – цвета бетона. Получился условный портрет якутской женщины. А ведь это все еще и на рельефе, причем иногда довольно значительном – до 35 см высоты. Мозаика в отношении рельефа использована разнообразно, часто неожиданно и местами даже озорно. Она выступает то как цвет, то как тень, дающая объем предмету, то как контур, отделяющий его от соседней фигуры или пространства, а иногда – как показатель структуры его рельефа, его основных линий и их поворотов, образующих формы, передающих движение. 

Так же мастерски и интересно использован и основной материал – бетон: с гранитной крошкой он и как цвет, и как тень, а иногда и как фон, на котором зажигаются сполохи северного сияния или разгорается сверкание алмазов. 

Московский комбинат декоративно оформительского искусства может гордиться, что работающие здесь художники так свежо и искренне и остроумно решили стоящую перед ними задачу. Особенно же ценно то, что это монумент не только в честь людей, но и для людей, здесь сняты все незримые рамки, часто отделяющие искусство от зрителя, и оно живет в непосредственном общении с теми, для кого оно предназначено».

»

Монумент в честь открытия алмазного месторождения. Мирный, Якутия. Архитектор Е. Ермолаев. 1970.

Монумент в честь открытия алмазного месторождения.
Мирный, Якутия. Архитектор Е. Ермолаев. Инженер Э. Темников. 1970.

В сборнике М. Л. Терехович «Московские монументалисты» (1985) Юрий Кафенгауз представлен работой «Памятник в честь открытия месторождения якутских алмазов».

Монумент в честь открытия алмазного месторождения. Мирный, Якутия. 1970.
Монумент в честь открытия алмазного месторождения. Мирный, Якутия. 1970.
Монумент в честь открытия алмазного месторождения. Мирный, Якутия. 1970.
Монумент в честь открытия алмазного месторождения. Мирный, Якутия. 1970.
Фото Дворца культуры в областном центре Туркмении обошли все центральные газеты и журналы тех лет: «Правда» (03.06.1974), «Известия» (24.06.1974), «Архитектура» (03.11.1974), «Советская культура» (31.05.1977).

Интересна и забавна история оформления Дворца культуры в городе Мары, когда проект претерпел существенные изменения в ходе поездки художника к заказчику. Первоначальный эскиз Юрия Кафенгауза представлял зрителю парящую в воздухе обнаженную женщину с развевающейся копной волос. Сейчас можно только изумляться тому, что подобный проект для Туркмении оказался одобренным художественным советом в Москве, а художник получил командировку для согласования эскиза с заказчиком. Между тем, все обстояло именно так! 

«

Б.Ю. Кафенгауз

Из Туркмении папа позвонил домой крайне озабоченный. Он рассказывал, что его очень тепло принимают, и заказчику «все понравилось». Только есть одно но! Придется задержаться в командировке на неопределенное время, чтобы «одеть девушку». Художника действительно радушно принимали в Марах: ему выделили помещение для работы, нашли натурщицу, принесли женскую национальную одежду и головные уборы, поили зеленым чаем и кормили арбузами. Ему объяснили, что волосы у туркменской женщины всегда заплетены в косы, а кос должно быть непременно две. Причем девушки-туркменки носят косы спереди на груди, а замужние женщины откидывают их за спину. И отец остался в Марах «одевать» свою Туркменку и «заплетать» ее волосы в косы. Заказчик отказался отпускать художника в Москву до тех пор, пока эскиз не был полностью переработан, а реально — написан заново.

»

Фрагмент мозаичного панно на торце Дворца культуры гидростроителей Каракумского канала. Мары, Туркменистан. 1975.

Выбрав для своей работы синий фон, плавно переходящий в цвет синего безоблачного неба над Дворцом культуры, Ю.Кафенгауз достиг зрительного эффекта расширения границ стенописи. В результате его красавица Туркменка буквально парит в бескрайней синеве Туркменского небосвода. Только с косами художник поступил по-своему: одну — пустил вперед, а другую — откинул назад.

Весна Туркмении. Мозаичное панно на фасаде Дворца культуры гидростроителей Каракумского канала. Мары, Туркменистан. 1975